Новые лифты в многоквартирных домах часто простаивают из-за нехватки квалифицированных сотрудников в обслуживающих организациях
22 октября 2024, 10:26
Многие воронежцы справедливо возмущаются тем, что после замены лифтов в их многоквартирных домах опять приходится ходить вверх-вниз пешком. Новые лифты нередко автоматически отключаются и простаивают несколько дней и даже недель. Жители многоэтажек ошибочно полагают, что это происходит из-за некачественного оборудования. Реальная же причина простоев лифтов – острый дефицит специалистов у обслуживающих организаций, которые должны прийти и собственноручно запустить отключившийся подъемник.
Старые лифты, произведенные ещё в СССР, имели релейные станции управления. Это во многом упрощало их техническое обслуживание и ускоряло запуск подъемников после произошедшего по какой-либо причине отключения. Однако за несколько последних лет требования к безопасности лифтов значительно ужесточились.
Лифты, которые устанавливаются в Воронежской области по региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, изготовлены по новому ГОСТу 33984.1-2016 и в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). Современные лифты, в отличие от советских подъемников, имеют частотное регулирование главного привода, которое обеспечивает плавный набор и снижение скорости движения кабины.
Частотный преобразователь – технически сложное устройство, которое чувствительно к окружающим условиям при эксплуатации, указанных в технической документации лифта. Сегодня также предъявляются повышенные требования к качеству электрической цепи, питающей лифтовое оборудование.
Ужесточение государственных требований к лифтам продиктовано прежде всего необходимостью обеспечить безопасность пассажиров. Однако есть у этого регулирования «побочный эффект». При скачках напряжения, неправильной эксплуатации и прочих негативных внешних воздействиях лифты автоматически отключаются. Включить их могут только сотрудники обслуживающей организации, которые должны осмотреть оборудование и установить причину остановки.
Обход всех отключенных лифтов может занимать несколько дней и даже недель – в зависимости от количества специалистов в штате обслуживающей организации. В одной из таких компаний один (!) инженер-лифтовик обслуживает целый район Воронежа... Стоит ли удивляться, что жители многоэтажек, где «вырубились» новые лифты, ждут появления мастера, как манны небесной.
А теперь – о системах безопасности в новых лифтах, которые при ненадлежащем обслуживании или внешних воздействиях приводят к «застреваниям» подъемников и длительным простоям.
Двери лифтовой шахты
По новым стандартам, помимо механической системы безопасности в виде замка, возможность открытия при штатной работе лифта есть, только когда лифт стоит в точной остановке. Устанавливаются две электрические системы безопасности: первая – охрана шахты лифта, вторая – контроль закрытия замка дверей шахты лифта.
При отсутствии должного обслуживания и невыполнении регулировочных работ простое механическое воздействие на двери лифта во время движения (попытка открыть двери руками, «облокачивание» и т.д.) приводят к ложному срабатыванию системы безопасности. Станция управления лифтом распознает данную ситуацию как нештатную – и лифт совершает аварийную остановку, «застревает». Требуется приход механика обслуживающей организации для запуска подъемника после выяснения причин остановки и проведения регулировочных работ.
Амортизаторы внизу шахты
Если происходит обрыв тросов в районе 1-3 этажей, ловители и ограничители скорости могут не успеть сработать, поскольку лифт может не набрать скорость для запуска систем безопасности. Для такого случая предусмотрены специальные буферы, которые плавно амортизируют сорвавшуюся кабину, поглотив накопившуюся кинетическую энергию.
Согласно новому ГОСТу, ловители лифта должны быть двустороннего действия – срабатывать при движении вверх и при движении вниз, а также обеспечивать плавное замедление. Ловители оборудованы резервирующими электрическими выключателями контроля срабатывания. Их ложное срабатывание из-за отсутствия регулировочных работ приводит к аварийной остановке лифта. И жителям дома опять приходится ждать механика, который может запустить подъемник.
Ограничители скорости лифта
Новый ГОСТ требует установки двухсторонних ограничителей, которые, как и ловители, являются механической системой безопасности лифта. Тем не менее, они тоже оснащены резервирующей электрической системой безопасности – датчиком УКС (устройство контроля скорости кабины) и датчиком срабатывания самого ограничителя скорости. Принцип работы устройства контроля скорости кабины заключается в считывании импульсов и определении скорости при пропуске импульсов. Отсутствие регулировки, загрязнение или какое-то внешнее воздействие приводит к срабатыванию системы безопасности и аварийной остановке лифта.
Натяжное устройство
Является неотъемлемой частью системы безопасности лифта. Натяжное устройство обеспечивает контроль за обрывом страховочного троса ограничителя скорости и его вытяжкой, то есть растяжением во время эксплуатации. Оно требует периодического осмотра и регулировки. Срабатывание устройства из-за вытяжки троса после 3-5 месяцев эксплуатации вызывает срабатывание концевого выключателя и, как следствие, аварийную остановку лифта. Для включения подъемника опять-таки необходим приход механика.
Фотобарьер (фотоштора)
Во-первых, фотобарьер защищает двери лифта от столкновения с любыми предметами. Во-вторых, фотобарьер помогает избежать столкновения человека с дверьми лифта и избежать травм. Исправный фотобарьер, заметив в дверном проеме предмет или человека, подает сигнал в систему безопасности лифта, и двери не будут закрываться.
Как и другие элементы безопасности лифта, фотобарьер требует обслуживания. В нем 42 фотодатчика, и при механическом воздействии или загрязнении хоть одного из них лифт не будет нормально работать – двери перестанут закрываться.
Также при длительном нахождении посторонних предметов в проеме лифта система безопасности уходит в ошибку, распознавая эту ситуацию как аварийную. Для запуска лифта в работу опять требуется приезд обслуживающей бригады.
Устройство контроля загрузки лифта
Грузовзвешивающее устройство оснащено 4 датчиками под полом кабины и не допускает движение лифта с превышением допустимой грузоподъемности лифта или детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых. При раскалибровке этой системы безопасности лифт также не будет нормально работать. К раскалибровке устройства могут привести превышения максимальной грузоподъемности лифтов и прыжки пользователей в кабинах. Процесс калибровки грузовзвешивающего устройства тоже требует наличия квалифицированного механика.
***
Очевидно, что новый ГОСТ, ужесточивший требования к безопасности лифтов, резко повысил нагрузку на обслуживающие организации. В воронежских многоквартирных домах устанавливаются сотни новых подъемников. Их надлежащая эксплуатация и запуск после аварийных отключений требуют прихода механиков, которых остро не хватает. Способны ли обслуживающие организации вовремя устранять возникающие неполадки – как говорится, большой вопрос. В любом случае пострадавшими от монополизации рынка обслуживания лифтов оказываются жители многоэтажек, вынужденные неделями дожидаться, когда придет механик и вновь сотворит «обыкновенное чудо» – включит лифт.